В общественном совете при Минздраве предлагают увеличить количество уроков физкультуры в школах с трех до шести в неделю. Как сообщил член общественного совета, вице-президент «Лиги здоровья нации» Виктор Антюхов, включающая эти предложения концепция повышения активности населения обсуждается в Минздраве. Антюхов пояснил, что считает именно здоровый образ жизни главным противодействием сердечно-сосудистым заболеваниям — одной из основных причин смерти в России и в мире.
В презентации своей концепции Антюхов указывает, что «эпидемия физической пассивности привела к тому, что сегодняшнее поколение — самое малоподвижное в истории человечества».
«Фактически, как показывают исследования, продолжительность жизни сегодняшних детей может сократиться на 5 лет по сравнению с поколением их родителей. Трагизм ситуации заключается в том, что физически пассивные родители передают данное поведение по наследству своим детям, создавая порочный замкнутый круг гиподинамии», — говорится в презентации.
Чтобы исправить ситуацию, по мнению Антюхова, необходимо увеличивать физическую активность школьников.
Нужно большее количество уроков физкультуры — хотя бы один урок в день, — говорит Антюхов.
Отметим, сейчас школьники занимаются физкультурой трижды в неделю. При шестидневной учебной неделе, если урок физкультуры будет каждый день, их количество увеличится вдвое. В случае если в Минздраве примут решение поддержать идею, она может быть обсуждена с Минобрнауки.
На уроках, особенно в начальной школе, нужно проводить активные пятиминутки. Такая же работа нужна в трудовых коллективах — производственная зарядка, — продолжает мысль Антюхов.
В пресс-службе Минздрава России отметили, что ведомство «поддерживает меры, направленные на пропаганду здорового образа жизни».
Начиная с 2011 учебного года Минобрнауки России по согласованию с Минздравом России в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов был введен третий час физической культуры, — рассказали в пресс-службе. — Минздравом в рамках пропаганды здорового образа жизни проводятся информационные кампании для населения — работает мультимедийный интернет-портал о здоровом образе жизни, проводятся коммуникационные кампании по борьбе с потреблением табака.
В Минздраве подчеркнули, что «создание условий для занятий физической культурой и спортом в субъектах РФ относится к компетенции органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта».
Как рассказали в пресс-службе Министерства образования, часы, отведенные на занятия физкультурой в школах, определены с учетом рекомендаций Минздрава.
При этом любая школа имеет сегодня инструменты и возможности для дополнительных занятий предметом, включая занятия, направленные на развитие здорового образа жизни, исходя из запросов родителей. Это могут быть факультативы, внеурочная деятельность, предметы основного расписания — каждая школа имеет в учебном плане вариативную часть, которая заполняется по желанию участников образовательных отношений, — отметили в министерстве.
Представитель общественного движения «Московские родители» Екатерина Афонченковарассказала, что возможность вести активный образ жизни в стенах школы был одним из факторов, который повлиял на выбор образовательного учреждения для ее ребенка.
В современных школах дети практически не имеют возможности двигаться — обычно даже запрещено бегать по коридорам, — говорит она. — Для своего ребенка я целенаправленно выбирала школу, чтобы он мог как можно больше двигаться во время школьного дня. В школе № 734 есть игровой комплекс, куда дети приходят на время перемены поиграть, побегать и повисеть. Это специально оборудованное пространство на этаже — с матами, канатами и пр. Там дети снимают обувь и играют — кто-то лазает, кто-то качается. Но это скорее исключение из общей ситуации.
Врач-педиатр Кирилл Калистратов считает, что в зависимости от функциональных возможностей детей нужно делить на разные группы на уроках физкультуры.
Сидячий образ жизни и низкая активность могут привести в первую очередь к искривлению позвоночника, проблемам со зрением, а также с лишним весом. 30–40 минут в день «правильной» физкультуры просто необходимы, — говорит он. — Детей нужно тестировать и определять, к какому виду спорта они предрасположены, смотреть на физическую подготовку и нарушения здоровья. Детям обязательно нужно увеличивать активность и физическую нагрузку, но для начала стоит улучшить инфраструктуру и качество преподавания физкультуры.
Глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков отметил, что, согласно официальной статистике, у 15% российских школ нет собственных спортзалов.
Российские школы не способны каждый день вести уроки физкультуры, поскольку не развита инфраструктура — нет спортзалов и не приспособлены школьные дворы. Если просто увеличить количество уроков, есть риск, что многие дети получат травмы — сколько было случаев, когда на ребенка, например, падала штанга от ворот, — говорит эксперт. — Нужно вести внеурочную работу, поддерживать спортивные кружки и секции в школах.
Источник: Известия