Рособрнадзор намерен провести масштабную реформу школьной программы по математике, первым этапом которой станет введение «неотложного корректирующего курса» для отстающих учеников. Чиновники анонсировали эти меры по итогам единой контрольной по математике, проведенной в школах РФ в конце октября. Как оказалось, в отдельных регионах 50% школьников не имеют достаточных знаний «для успешного продолжения образования». Причем критические проблемы с математикой начинаются в 6-7-х классах, из-за чего ученики неспособны усвоить программу старшей школы.
Контрольную по математике писали учащиеся 5-7-х классов 500 школ из более чем 70 субъектов федерации. Решение о проведении проверки было принято после того, как выпускники 2014 года неудовлетворительно сдали ЕГЭ. Напомним, Рособрнадзор даже был вынужден снизить минимальный балл по математике, необходимый для получения аттестата, с 24 до 20 баллов.
Для получения объективного исследования все работы были анонимными для проверяющих, а выставленные оценки никак не влияли на школьную успеваемость детей. В итоге выяснилось, что у значительного количества учеников 7-х классов «уровень подготовки недостаточен для успешного продолжения образования по математике и другим естественнонаучным предметам».
«В отдельных регионах таких 20%, в других — 50%,— рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.— Но теперь мы увидели общую для всех проблему». По его словам, учащиеся 5-х классов написали контрольную в целом хорошо, а вот в 6-7-х классах уровень знаний резко снижается. «И в итоге у нас на ЕГЭ появляются серьезные проблемы»,— заключил господин Кравцов.
Основываясь на результатах исследования, ведомство совместно с лучшими педагогами будет готовить изменения в школьную программу по математике. Пока этого не произошло, Рособрнадзор предлагает «неотложно ввести корректирующий курс» для тех, кто уже учится по действующим стандартам. По мнению чиновников, это позволит отстающим ученикам догнать класс за год-полтора.
«В школьной программе есть два стержня — русский язык с литературой и математика. Они оба необходимы для воспитания полноценного человека,— считает известный математик, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов.— Мы должны выстроить школьную программу так, чтобы все ученики активно занимались на уроках. Поскольку мы сейчас видим очень неровный уровень знаний даже в одном классе, нужно вводить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика».
Как рассказал «директор петербургского физико-математического лицея N239 (первое место в рейтинге математических школ РФ) Максим Пратусевич, корректирующий курс математики необходимо вводить для учащихся 9-х классов. «Дальше, в 10-11-х классах, проходят сложные вещи — интегралы, производные, начала математического анализа,— напомнил директор лицея.— И если у школьника нет элементарных знаний о раскрытии скобок, то ему бессмысленно все это изучать».
По словам господина Пратусевича, сейчас обсуждается, как именно корректирующий курс будет сочетаться с основной школьной программой. Скорее всего, класс разобьется на несколько групп в зависимости от уровня знаний.
«Но для этого необходимо переподготовить учителей, ведь успех любой реформы зависит прежде всего от педагога»,— сказал эксперт. Пока неизвестно, когда математику начнут преподавать по-новому. «Конечно, это неотложный вопрос,— уверен Максим Пратусевич.— Но идеи очень медленно пробивают себе дорогу, так что процесс будет небыстрым». |